Республика Бурятия
1
Кодекс этики и служебного поведения работников МБДОУД/С « Петушок»
общеразвивающего вида (далее – Кодекс) (разработан в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации,
Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273- ФЗ от 25.12.2008 г.,
Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция
51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения
для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров
Совета Европы от 11 мая 2000 г. N К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных
служащих), Модельного закона "Об основах муниципальной службы" (принят на 19-м
пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников
Содружества Независимых Государств (Постановление N 19-10 от 26 марта 2002 г.), от 27
мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 2
марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", других
федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для
государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа
Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих
принципов служебного поведения государственных служащих", а также основан на
общепринятых нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
1. Общие положения
1.1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной
этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться
работники Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «
Петушок общеразвивающего вида с Усть – Муя, Муйского района, Республики Бурятия
(далее – работники) независимо от занимаемой ими должности.
1.2 Каждый работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения
положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от
работника поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
1.3. Знание и соблюдение работниками положений Кодекса является одним из критериев
оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
2. Основные обязанности, принципы и правила
служебного поведения работников образовательного учреждения
2.1. В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан: ·
добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым
договором;
· соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
· соблюдать трудовую дисциплину; ·
2
выполнять установленные нормы труда; ·
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
· бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц,
находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность
этого имущества) и других работников;
· незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о
возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности
имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящихся у
работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
2.2. Основные принципы служебного поведения работников являются основой поведения
граждан в связи с нахождением их в трудовых отношениях с ДОУ. Работники, осознавая
ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
· - исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности ДОУ;
· - соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской
Федерации , не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов
исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;
· - обеспечивать эффективную работу ДОУ;
· - осуществлять свою деятельность в пределах предмета и целей деятельности ДОУ;
· - при исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтения каким-либо
профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от
влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
· - исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими
должностных обязанностей;
· - соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их
деятельность решений политических партий и общественных объединений;
· - соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения;
· - проявлять корректность и внимательность в обращении с детьми, родителями
(законными представителями ребенка), коллегами по работе, должностными лицами и
другими гражданами;
· - проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических,
социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и меж
конфессионному согласию;
3
· - воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном
исполнении работником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных
ситуаций, способных нанести ущерб авторитету, репутации работника и репутации
образовательного учреждению в целом;
· - не создавать условия для получения надлежащей выгоды, пользуясь своим служебным
положением;
· - воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении
деятельности ДОУ , его руководителя, если это не входит в должностные обязанности
работника; · - соблюдать установленные в ДОУ правила предоставления служебной
информации и публичных выступлений; · - уважительно относиться к деятельности
представителей средств массовой информации по информированию общества о работе
ДОУ;
· - постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения
ресурсами, находящимися в сфере ответственности работника ДОУ;
· - противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее
профилактике в порядке, установленном действующим законодательством,
проявлять при исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и
справедливость, не допускать коррупционно опасного поведения (коррупционно опасным
поведением применительно к настоящему Кодексу считается такое действие или
бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и
условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для
иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются
сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение).
Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая
возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника
законодательством Российской Федерации.
2.3. В целях противодействия коррупции работнику ДОУ рекомендуется:
· - вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными
обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;
· - избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации,
авторитету работника ДОУ;
· - доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) непосредственному
начальнику;
4
· - обратиться в комиссию по трудовым спорам и профессиональной этике ДОУ в случае,
если руководитель не может разрешить проблему, либо сам вовлечён в ситуацию
этического конфликта или этической неопределённости.
2.4. Работник ДОУ может обрабатывать и передавать служебную информацию при
соблюдении действующих в государственных учреждениях РФ норм и требований,
принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работник обязан
принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности
информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или
(и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
2.5. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим работникам, должен стремиться быть для них образцом
профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в организации
либо ее подразделении благоприятного для эффективной работы моральнопсихологического климата.
Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиям по отношению
к другим работникам, призван:
· - принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы
подчиненные ему работники не допускали коррупционно-опасного поведения, своим
личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
· - не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности
политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;
· - по возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта
интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной
заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
3. Антикоррупционное поведение руководителя образовательного учреждения
3.1. Коррупционно опасное поведение руководителя является злостным видом
аморального поведения, дискредитирующим звание руководителя образовательного
учреждения.
3.2. Профилактика коррупционно опасного поведения руководителя заключается в:
глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств для
назначения на должности руководящего работников ДОУ, учёте соблюдения ими
профессионально-этических правил и норм;
изучении с руководителями всех уровней нравственных основ, профессионально
этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения;
воспитании у руководителей личной ответственности за состояние служебной
дисциплины, законности и антикоррупционной защиты сотрудников ДОУ;
5
предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этических конфликтов,
этической неопределённости, вызванных двойными моральными стандартами или
двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.
3.3. Руководитель ДОУ обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством
Российской Федерации .
4. Отношение работников МБДОУД/С « Петушок» к подаркам и иным знакам
внимания
4.1. Получение или вручение работниками ДОУ подарков, вознаграждений, призов, а
также оказание разнообразных почестей, услуг (далее – подарков), за исключением
случаев,
предусмотренных
законом,
могут
создавать
ситуации
этической
неопределённости, способствовать возникновению конфликта интересов.
4.2. Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел,
установленный действующим законодательством Российской Федерации, работник ДОУ
попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что
противоречит нормам профессионально этического стандарта антикоррупционного
поведения.
4.3. Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, приятельских
отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать
конфликта интересов.
4.4. Работник может принимать или вручать подарки, если:
· это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично,
открыто;
· ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;
· стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного
действующим законодательством Российской Федерации.
4.5. Получение или вручение подарков в связи с выполнением профессиональных
обязанностей возможно, если это является официальным признанием личных
профессиональных достижений работника ДОУ.
4.6. Работнику ДОУ не следует:
· - создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для
получения подарка;
· - принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или
организаций, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять
на его беспристрастность;
6
· -передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных
обязанностей;
· - выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.
Сотрудником ДОУ запрещается получать в связи с исполнением им должностных
обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное
вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за
пользование транспортом и иные вознаграждения).
5. Защита интересов работника образовательного учреждения
5.1. Работник ДОУ, добросовестно выполняя профессиональные обязанности, может
подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на
дискредитирование деятельности сотрудника ДОУ.
5.2. Защита работника от противоправных действий дискредитирующего характера
является моральным долгом руководства ДОУ.
5.3. Руководителю образовательного учреждения надлежит поддерживать и защищать
работника в случае его необоснованного обвинения.
5.4. Работник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных
действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.
5.5. Работник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает
доброе имя и порочит честь ДОУ.
6. Рекомендательные этические правила служебного поведения работников ДОУ
6.1. В служебном поведении работнику необходимо исходить из конституционных
положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и
каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту чести, достоинства своего доброго имени.
6.2. В служебном поведении работник воздерживается от:
любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам
пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного
или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний,
предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, угроз, оскорбительных
выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или
провоцирующих противоправное поведение;
курения на территории ДОУ.
7
6.3. Работники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в
коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными
и проявлять терпимость в общении с детьми, родителями (законными представителями
ребенка), коллегами и другими гражданами.
6.4. Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей, в
зависимости от условий трудовой деятельности, должен способствовать уважительному
отношению граждан к государственному учреждению и соответствовать общепринятому
деловому стилю, который отличает сдержанность, традиционность, аккуратность.
7. Ответственность за нарушение положений кодекса
7.1. Нарушение сотрудниками ДОУ д/с положений кодекса подлежит моральному
осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к
служебному поведению сотрудников ДОУ и урегулированию конфликта интересов,
образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г.
N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных
государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а в случаях,
предусмотренных федеральными законами, нарушение положений кодекса влечет
применение к сотруднику ДОУ мер юридической ответственности. Соблюдение
сотрудниками ДОУ д/с положений кодекса учитывается при проведении аттестаций,
формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также
при наложении дисциплинарных взысканий.
8