Воспитатели: Малунова Н.В., Тарханова О.В.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изодеятельности Барельефная Лепка
В нашем дошкольном учреждении дополнительно организована работа в кружке «Барельефная лепка, которым вот уже несколько занимаются все воспитатели нашего ДОУ, как показывает наш опыт работы, барельефная лепка может с успехом использоваться в работе с детьми , имеющими отклонения в речи. Проведенная в течение нескольких лет работа позволила получить следующие результаты:
— усовершенствованы технические приемы барельефной лепки у детей:» размазывание из столбика и шарика, сворачивание столбика в спираль
— усовершенствованы навыки владения стекой у детей, что оказало влияние на подготовку руки к письму;
— приобретен навык ориентировки на плоскости, умение видеть пространство.
— Дети качественно подготовлены к обучению к школе .
— укреплена мелкая моторика рук;
— повышен интерес к занятиям лепкой
— заложены основы волевых качеств: выдержки и терпения;
-Приобретены навыки работы в коллективе.
Барельефная лепка является одним из способов лепки в пластилинографии. Она может с успехом использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Барельефная лепка имеет ряд преимуществ, она позволяет:
— создать больше возможностей для упражнения детей в освоении таких приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев;
— увеличить задействование различных мышц руки в ходе одного занятия;
— упражнять детей в согласованности движений руки и глаза;
— развивать композиционные умения;
— разнообразить темы работ по лепке и теснее увязать их с темами других занятий (например, с занятиями по развитию речи);
— использовать детские работы для оформления интерьера групповых помещений и сохранять работы на память или дарить их, чего с работами обычной лепки практически невозможно;
— комплексно воздействовать на развитие ребёнка и развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук, развивать силу пальцев.
В силу перечисленных особенностей данного вида лепки в нашем ДОУ Петушок пришли к выводу, что для работы подходит именно барельеф.
Хочу заметить в старшей группе проводится 7 занятий по барельефной лепке в год, в подготовительной к школе группе – 4 занятия в течение учебного года.
Сегодня с вами мы будем лепить гусеницу и гриб Мухомор
Цель: нашего Мастер – класса : Показать технику барельефной лепки. « Мухомора и Гусенички для детей ДОУ. Уточнить знания о грибах и насекомых, рассмотреть гриб мухомор и строение тела гусеницы, учить моделировать гусеницу из пластилиновых шариков, развивать моторику рук, мелкую моторику, воспитывать бережное отношение к природе
Техническая задача: продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина круговыми движениями между ладоней.
Кто из вас был в лесу . В лесу много разных грибов, какие грибы вы знаете (Мухомор, опёнок, лисичка, поганка, рыжик….) Сейчас мы проверим как вы знаете грибы. Я буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно.
Загадки про грибы :
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый. (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются. (лисички)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна. (сыроежка)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется. (рыжик
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как петрушка,
Ядовитый ….(Мухомор.)
-Молодцы! , в лесу много грибов.
— А все ли грибы можно собирать? (Нет не все, только съедобные.)
-Какие грибы нельзя собирать (Ядовитые.)
Вот Мухомор ядовитый ,чтобы его хорошо запомнить мы его и будем лепить
Для начала проведем пальчиковую гимнастику
Пошли пальцы в лес гулять.
(Сжать пальцы в кулак и разжать их)
С собой корзиночку берут и грибы в нее кладут.
(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).
Практическая работа
Чтобы приступить к лепке обязательно нужно выбрать фон . так как гриб и гусениц это лесные обитатели и обитают в зеленом лесу . мы выбираем зеленый фон
- Объяснение правил техники безопасности:
- Рассматриваем образец
- Определяем форму и количество деталей
- Определяем последовательность лепки
- Определяем приемы и способы лепки
- Лепим поделку
- Добавляем что-то необычное, не такое, как у всех
Посмотрите на образец какого цвета шляпка у мухомора ,,, правильно красная. А какого цвета горошины правильно , белого. И ножка у мухомора тоже белого цвета. На что похожа ножка — на столбик
Давайте отщипнем кусочек красного пластилина и скатаем груговыми движениями небольшой шарик. Скатаем ножку гриба которая похожа на колбаску или на столбик
Красный шарик мы сплющиваем и края немножко оттягиваем. Посмотрите какая у нас получилась красивая шляпка. Мы ее приклеваем на зеленый картон к ней приклеиваем ножку,ножка у мухомора длинная и тонкая . ну а теперь украсим шляпку мухомора белыми горошинами.
(Если вы были детьми мы бы с вами сделали физкультминутку,ну а так послушайте может кому нибудь пригодиться)
Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. топают правой ногой.
Ну а сейчас скажите каких насекомых вы знаете? ()
Что приносят насекомые? Вред или пользу?
Какие насекомые приносят пользу? Вред?
Отгадайте загадку:
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
Правильно, это гусеница.
Выполнение работы:
Нашему мухомору очень грустно одному на полянке . Давайте . слепим для него гусеницу, чтобы они вместе не скучали.
Из каких геометрических фигур состоит тело гусеницы? Какого она может быть цвета?
Показываю , как нужно отрывать маленькие кусочки пластилина и скатывать шарики круговыми движениями между ладонями.
Затем прикрепляем свои шарики к картонной подставке в ряд один за другим, соединяя их друг с другом. из полученных деталей моделируем изображение гусеницыГолову для гусеницы скатываем из шарика побольше. Предлагаю воткнуть спички в большой шарик – это будут рожки.Смотрите, какая гусеница у нас получилась! Теперь гриб и гусеница смогут вместе не скучать. Украсить поделку вы можете дополнительными деталями по своему желанию.
Самоанализ: Разработка и проведение мастер –класса Барельефная лепка осуществлялись при соблюдении дидактических принципов: доступности, наглядности, последовательности, комплексности. Все этапы Мастер класса были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной цели.
Мастер–класс строился с учетом принципа интеграции образовательных областей; основывалась на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; который предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей. Мастер -класс носил личностно-ориентированный характер, построен с учетом принципов развивающего обучения (поддерживание и развитие в детях потенциальных возможностей, направленных на развитие творческих умений и навыков) и интеграции образовательных областей : творческое развитие , познавательное развитие ,физическое развитие.,и речевое. . Предусматривает решение программных образовательных и воспитательных задач
Мною осуществлялся контроль за соблюдением правил безопасности и страховки , оказывалась помощь при затруднении. Во время проведения мастер –класса все были раскрепощены, активно включались в деятельность, проявляли искреннее желание оказать помощь друг другу.
Особое внимание уделяла своей речевой культуре, логичности и образности речи. Во время проведения мастер –класса речь была выразительной, эмоциональной, тон был спокойным, доброжелательным.
Во время проведения мастер класса активно использовала здоровьесберегающие технологии.
Задачи, поставленные при планировании мастер –класса , выполнены; структура мастер класса « Барельефная лепка» соблюдена.