14.09.2018
Цели и задачи составления экологического паспорта
1.Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
2. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
3. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.
4. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
5. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
1. Экологическая ситуация района.
1.1. Общая характеристика района.
Местонахождение дошкольного
учреждения: Республика Бурятия,
Муйский район ,с Усть – Муя, ул Школьная 9
Село Усть- Муя в котором расположен ДОУ « Петушок» характеризуется неблагоприятной экологической обстановкой. Хотя находится в сосновом бору и воздух здесь чистый и свежий , как летом так и зимой. Главной проблемой нашего района является вырубка лесов, железная дорога БАМа, лесные пожары. С приходом БАМа было вырублено очень много лесов ,как вдоль дороги так и в округе. За последние 30 лет очень изменился климат, обмелели реки, в реках стало меньше рыбы, и в когда то богатой тайге стало меньше зверя, а некоторые виды совсем исчезли , такие как дикий кабан. Река Муя на которой стоит наше село за последние годы очень сильно обмелела, когда –то питьевую воду брали с этой горной реки , сейчас она очень загрязнена, так как в верховьях реки Муи стоит узловая железнодорожная станция Таксимо .Река загрязняется сточными водами и отходами предприятий расположенных вдоль реки. И в селе уже давно пользуются водой только со скважины.
1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.
Наш детский сад
« Петушок» расположен почти в
центре села, недалеко от реки Муя
.В непосредственной близости расположены
библиотека, школа, сельский парк
Победы, представляющий интерес с точки
зрения экологического
образования и улучшения состояния здоровья детей, сельская
администрация, фельдшерско –акушерский пункт, жилые дома, школьный стадион.
2. Характеристика территории детского сада.
2.1. Общие данные.
Дошкольное
учреждение построено в 1964 году не по типовому проекту одноэтажное здание .
Общая
площадь земельного участка – 5511,5 кв. м.
Общая площадь здания – 597 кв. м.
Большая часть территории засажена зелеными насаждениями. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света. Сотрудниками ДОУ разработан огород , где в течение многих лет выращиваются овощи для питания детей ( морковка, капуста, помидоры, свекла, огурцы, кабачки , тыква, лук и картофель ), небольшой садик где выращивается целебная ягода облепиха.
На территории ДОУ « Петушок» педагогами
осуществлен дизайнерский проект, мини водоем с водоплавающими птицами. Это
альпийская горка возле
которой был сделан
небольшой водоем, выложенный галькой
и залит водой, по краям
водоема в натуральную величину были
вылеплены из белого гипса и посажены два
лебедя, по краям водоема
были сделаны два огромных журавля, все это находится в обрамлении зеленых насаждений,
также по дизайнерскому проекту из
огромного нароста на дереве была вырезана и покрашена по цвету огромная божья коровка,
огромная зеленая черепаха, сделаны несколько композиций среди деревьев . Композиция черепашки разных
размеров ползут в траве ( камни разных размеров облепленные гипсом и
раскрашенные под настоящих черепашек) ,
( жуки, лягушки разных размеров)
На территории имеются игровые площадки, которые организованны так,
чтобы ребенок чувствовал себя комфортно: отсутствуют традиционные ограждения,
территория разделена на групповые зоны зелеными насаждениями; клумбы, где вместе с детьми педагоги
высаживают семена цветов и ухаживают за ними, что обеспечивает формирование
трудолюбия, чувство ответственного отношения к миру природы; песочницы, беседкив которых представлены игровые материалы СРИ,
столик для творчества, размеры площадок
позволяют проводить подвижные игры.
2.2. Растительный и животный мир,
почвенный покров.
Растительный
мир.
На территории детского сада
представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники,
травянистые растения, мхи, - что дает воспитателям возможность проводить
разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно много.
Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья
систематически спиливаются. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и
группы деревьев.
Видовой состав деревьев: тополь, береза, ольха,
сосна, ель, ива, осина, пихта,
черемуха.
Фруктовые
деревья: облепиха, дикая яблонька.
Сорные травянистые растения: ромашка
пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, лебеда
раскидистая. клевер, иван чай, львиный зев, мокрица
Вдоль тропинок преобладают подорожник большой, одуванчик лекарственный. Влажные
места выделяются присутствием зеленых мхов.
В целом на газонах преобладают злаки и разнотравье.
В 2011 году были посажены молодые саженцы: черемухи, , сосен.
Животный мир.
На территории детского сада
встречаются: вороны, галки, воробьи, синицы, сороки, грачи, скворцы, дятлы,
голуби; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели,
муравьи и пауки.
Почва.
На территории детского сада
преобладают натуральный грунт. Удобрение используется только в виде перегнивших
листьев и животного навоза Привозится
песок для песочниц.
На игровых площадках вытоптанность до
60%, грунт очень плотный, песчаный. Можно выделить участки с уплотненным
грунтом вблизи некоторых деревьев - те, возле которых часто играют дети.
2.3. Зонирование
территории
Территория
детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором. Вдоль забора по
территории детского сада растут деревья, которые защищают ДОУ от шума и
выбросов автомобильного транспорта. Затененная и ветреная – юго-западная зона
территории, где расположены игровые площадки старшей и младшей группы.
2.4. Загрязнение территории
Автомобили
с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 1-2 раза в
день. Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. На
хоздворе детского сада имеется мусоросборник, который два раза в неделю
очищается и вывозится за пределы. Выгул собак запрещен, но иногда нарушается.
3. Оформление помещения.
3.1. Характеристика здания и помещения.
Здание
ДОУ одноэтажное, деревянное с шиферной кровлей. Общая площадь
здания – 597 кв.м. Для строительства
использованы: кирпич, , дерево, стекло, известь.
Помещения ДОУ: две разновозрастные
группы, физкультурный зал, методический кабинет, медицинский кабинет, музыкальный
зал, зимний сад, музей» русская изба»
, картинная галерея ,кухня с кладовой, прачечная, служебно-бытовые
помещения для персонала.
При
оформлении внутренних помещений использованы: обои, краска, синтетические
ковры.
3.2. Оформление помещения.
В холле ДОУ расположен
информационный уголок для родителей, визитная карточка детского сада, стенды,
отражающие ОБЖ. В коридорах ДОУ функционируют сменные выставки детского
творчества, наглядные стенды «Природные зоны», фотовыставки.
Для оформления коридоров используются побелка, плитка, дерево. В группах – побелка, ДВП, , синтетические ковры; в туалетах – ДВП, побелка. Полы в группах покрыты линолеумом. В помещениях групп существуют разделение на зоны: зона игр, учебная зона, зона природного уголка и спальная.
3.3. Зимний сад .
Обитатели зимнего сада : волнистые попугайчики, попугай
корелла
Обитатели аквариумов: гуппи, скалярии, сомики, улитки. Зимний сад поделен на три зоны. Зона джунгли,( Это на стене фотообои огромный
водопад, возле стены ванна с водой ,
обложенная камнем и покрытая лаком ,все
это находится в обрамлении зеленных
комнатных растений , с потолка
свисают вьющиеся растения и декоративные лианы , дикий виноград , на лианах
прикреплены обезьянки разных размеров. Зона
подводный мир от пола на стене расположены водоросли, прикреплены
рачки, ракушки, раки, водяные черепахи , и морские рыбы. Стоят
аквариумы. Зона времена года - домик
плетень, мягкие игрушки домашних
животных, домашних птиц.
Во всех группах оформлены зоны
экологической направленности. Присутствуют комнатные растения, характерные для
различных времен года, природных зон и экологических систем. Наиболее распространенные растения групп:
хлорофитум, бальзамин, бегонии, герань, традесканции, фиалки, алоэ, каланхоэ..
Во избежание несчастных случаев в группах нет кактусов и молочаев.
Оборудование и учебные материалы:
ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, лаборатория,
дидактические пособия.
4. Влияние ДОУ на окружающую среду.
Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии.
4.1. Использование воды.
В ДОУ используется вода из Муйской скважины, которая используется на: приготовление пищи, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта. .
Все водопроводные краны, работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт.
В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, элекроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.
4.3. Отопление
В ДОУ существует централизованное отопление. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей).
4.4. Отходы.
Отходы в ДОУ делятся на: пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки); строительные (обрезки досок, плитка); хозяйственные (лампы накаливания, сантехника); за день выбрасывается до 10 кг отходов.
4.5. Бытовые химические вещества.
Используемые химические вещества: хлорсодержащие таблетки «Жавель-солид», хлорамин - используются для дезинфекций и уборки помещений. Также используются стиральные и моющие порошки, туалетное мыло для мытья рук; «Пемолюкс», «Пемоксоль» - для чистки сантехники (раковин, горшков). Дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной СЭС.
4.6. Дополнительные сведения.
Заболеваемость детей за первые три месяца 2013 года составила:
ОРВИ – 7 случаев;
Ангина – 3случая;
Прочее – 6 случаев.
По сравнению с прошлыми годами (четвертый квартал 2012 года – 24 случаев) заболеваемость снизилась, что говорит об улучшении экологической обстановки.
Персонал
ДОУ составляет 17 человек. Детский сад
рассчитан на 35детей, а посещает – 42
ребенка.
5. Профессиональная и методическая подготовка
5.1. Программы, методики, дидактические материалы.
В дошкольном учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, которые используют в своей работе программы: М.В Вераксы Основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания « От рождения до школы» .
Для повышения экологического образования детей наш ДОУ работает по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой с включением элементов программы Рыжовой « Наш дом природа», Продуманная , планомерно выстроенная система работы позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми по экологическому воспитанию , в в том числе способствующую их самосознания В результате мониторинга были выявлены уровни экологической воспитанности дошкольников. .За основу были взяты следующие параметры.
- образование ( запас знаний об окружающем мире)
- воспитание (система нравственных ценностей и мотивы экологически ценностных ориентаций, потребности и привычки экологического поведения);
- развитие ( активная жизненная позиция и практическая деятельность в экологической сфере) Исходя из этого в нашем ДОУ была поставлена задача ; развивать у детей осознанно- правильное отношение ко всему живому , умение видеть и понимать красоту окружающего мира В нашей старшей группе мы занимаемся проблемой влияния природы на здоровье ребенка. Используя экологические здоровьесберегающие технологии, они дают детям понять реально, что если не будет на земле дерева, кустарника, птицы или букашки, не будет и нас людей. Экологические знания дети нашего ДОУ получают не только во время образовательной деятельности При ознакомлении с художественной литературой для восхищения красотой природы, знакомятся с произведениями А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Л.Н Толстого, В.В Бианки. Во время рисования дети слушают «звуки природы» . Инновационные методы, одним из которых является метод детского экспериментирования и исследования. Наша основная задача поддержать и развивать интерес к исследованиям, открытиям. Для этого в нашем ДОУ оборудован зимний сад, огород на окне, сотрудниками вместе с детьми разработан огород для выращивания овощей. В нашей группе создана мини - лаборатория опытов и экспериментов, в которой есть место для различных приборов, место для постоянной выставки, где размещается музей, различные композиции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы и т. п.). Также в нашей лаборатории, отведено место для неструктурированных материалов: (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и другие материалы). Дети исследуют предметы, свойства материалов, ставят опыты с водой, песком, глиной.
Результат нашей работы зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребенку родители Не всегда они обладают должным уровнем педагогических, экологических знаний . Поэтому мы пропагандируем экологическую культуру, знания среди родителей наших воспитанников. В этом году были проведены разнообразные мероприятия с родителями: организация выставок « Осенний сюрприз», «Очумелые ручки», « Мамины вкусняшки», работа гостиной, круглый стол, консультации, оформление папок передвижек », организация совместных экскурсий на природу. Результаты работы ДОУ по экологическому воспитанию такие:
- у детей прослеживается положительная направленность по отношению к природе;
- в их поведении не наблюдается негативизма, они с удовольствием по собственной инициативе общаются с живыми существами., ухаживают за ними , наблюдают за проявлением их жизни;
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям живой природы;
- Мотивом бережного отношения к животным и растениям начинают выступать понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Разработан проект« Я житель республики Бурятия - моя родина Крайний север- Муйская долина», участниками проекта стали воспитанники и родители в результате реализации первого этапа была создана музейная комната. «Русская изба»,собран и систематизирован материал по ознакомлению с природой и озером Байкал, оформлен уголок « Россия моя Родина».оформлена фотовыставка «Крайний север Бурятии - моя малая Родина». Для ознакомления с флагом, гербом и президентами России и Бурятии в приемной оформлена стена геральдики. Дети познакомились с картой страны , знают ее границы , умеют находить главный город России- Москву и столицу Бурятии город Улан – Удэ, познакомились с культурой коренных жителей Бурятии бурятами, на крайнем севере эвенками - орочонами .В ДОУ « Петушок» большое внимание уделяется нравственно трудовому воспитанию, где центральное место занимает ознакомление детей с трудом взрослых и организация труда самих детей , поэтому все дети обеспечены красочным инвентарем для работы в уголках природы и на участке детского сада и огороде.
Для развития экологической культуры используются дидактические игры: «Кто где живет», «Растительный мир»; лото: «Чей малыш», «Животные», «Овощи и фрукты», «Загадки о животных»; домино: «На лугу», «Цветы. Овощи и фрукты»; аудиозаписи: голоса птиц, голоса животных, звуки природы; атласы, диафильмы. Также оформлены календари наблюдений, мини-лаборатории для детского экспериментирования.
В течение года в детском саду проходят занятия по экологии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, экологические праздники, такие как « Праздник прилета птиц,» ,» Праздник полевых цветов», « Морской круиз» , « Путешествие по реке» Путешествие в джунгли» « В гостях у водяного на болоте» ,викторины как в помещении детского сада, так и на его территории.
6. Выводы и рекомендации.
Растительный покров на территории
достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического
образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменить
сорные виды растений на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны
быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения следует
учитывать заброшенные и вытоптанные участки.
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, расширить цветники;
посадить лекарственные растения, злаковые культуры.
Для проведения занятий с детьми и
организации методической работы, необходимо ввести в штат ставку эколога, также
создать экологический кабинет. Возможен обмен опытом с другими дошкольными
учреждениями Муйского района , занимающимися аналогичными
проблемами.
Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди
педагогического состава.
Посвятить родительскому собранию
экологический вопрос, привлечь внимание родителей к оздоровлению детей.
Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского
сада.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2018
Дата обновления: 04.10.2018
Дата публикации: 14.09.2018